ma-g.su
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Евреи Кавказа, их деятельность и влияние на Россию

Евреи Кавказа, их деятельность и влияние на Россию

Здравствуйте дорогие читатели! В этой статье после небольшого перерыва я решил вновь вернуться к теме Северного Кавказа.

Сегодня мы поговорим о горских евреях, кто они и когда появились на Северном Кавказе? Каково влияние горских евреев на Кавказ и Россию в целом?

Принято считать евреев одним единым народом, однако в реальности их объединят только религия – иудаизм . В лингвистическом плане среди евреев немало разновидностей, среди этнических групп выделяются: арабские евреи, персидские, бухарские, грузинские, горские и т.д. В этой статье мы остановимся на горских или как ещё называют кавказских евреях.

Сегодня горские евреи (самоназвание — джуhур) проживают на территории Северного и Восточного Кавказа , общая численность на территории России около 25 тыс.чел, в мире около – 150 тыс. человек. В России горские евреи традиционно проживали в 5-ти субъектах Северного Кавказа: Дагестан, Чечня , Кабардино-Балкария , Северная Осетия и Ставропольский край.

Но когда появились евреи на территории Северного Кавказа?

У историков нет точных данных о происхождении горских евреев , но учитывая, что они говорят на диалекте татского языка (один из языков народов Дагестана ) иранской группы, то можно предположить, что горские евреи прибыли на Кавказ из Персии в 5 веке н.э . В самой Персии евреи проживали ещё с 6 веке до н.э ., позже они стали расселяться в более северные районы, вблизи города Дербент . Следует отметить ,что на территории Северного Кавказа в период с 6 по 9 вв. существовал Хазарский Каганат , который заимствовал у горских евреевиудаизм и сделал его одной из главных государственных религий.

Евреи Кавказа, их деятельность и влияние на Россию

Формировался субэтнос горских евреев на территории современного Дагестана , именно в этом месте и стал закладываться этногенез на основе местных народов, в первую очередь татов . Некоторые ошибочно считают татов и горских евреев одним народом, однако это схожий язык – это два совершенно разных народам с разным вероисповеданием, если первые мусульмане, то вторые исповедуют иудаизм . Однако влияние кавказских народов сильно отразилось на традиции и культуру горских евреев . Горские евреи внешне ни чем не отличались от тех же татов, до 19 веке у них также практиковалось многоженство, куначество, практиковалась кровная месть , также характерны были сложные клановые семейные связи . Но главным отличием горских евреев от местного населения было их предприимчивость, которая впрочем, характерна для всех евреев . На древнем рынке города Дербента горские евреи всегда отличались торговлей, особенно ценилась их монопольная империя по продаже ковров.

Евреи Кавказа, их деятельность и влияние на Россию

Несмотря на историческое расселение горских евреев на территории Северного Кавказе , сегодня их там осталось немного, так как большая часть кавказских евреев проживает в Москве . В российскую столицу горские евреи перебрались в 90-е годы, и сразу же стали оказывать огромное влияние на мегаполис. В период правления Юрия Лужкова (1992-2010 гг) многие горские евреи достигли огромных успехов в бизнесе, знаменитый бывший московский Черкизовский рынок был основан горскими евреями, среди них самыми известными являлись: Тельман Исмаилов , Зарах Илиев и Год Нисанов . Однако Черкизовский рынок был сильно криминализован, поэтому в 2009 году по решению московских властей он был закрыт.

Евреи Кавказа, их деятельность и влияние на Россию

В отличии от ашкенази, кавказские евреи более религиозны, поэтому во многом именно по их инициативе были построены синагоги по всей Москве .

Помимо бизнеса горские евреи отличились в различных областях, среди них много военных, политиков, ученых, писателей, музыкантов и артистов, которые известны широкой российской публике .

Список используемой литературы:

· Альтшулер М. Еудэй мизрах Кавказ = Евреи Восточного Кавказа. — Шаблон: Иерусалим, 1990.

· Агарунов Я. М. Большая судьба маленького народа. — М.: ЧОРО, 1995.

· Агарунов Я. М., Агарунов М. Я. Большой словарь языка горских евреев джуури. — Баку, 2010; Пятигорск, 2010.

· Горские евреи. История, этнография, культура / Сост.

В. Дымшиц. — Шаблон:Иерусалим—М., 1999.

· Мурзаханов Ю. И. Горские евреи: Аннотированный библ. указатель. — М., 1994.

· Семёнов И. Г. Кавказские таты и горские евреи. — Каз., 1992.

· Семёнов И. Г. О происхождении горских евреев. — М., 1997.

Комментарии закрыты.