ma-g.su
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Искатель высшей правды в стране победившего атеизма: тема Бога у Владимира Высоцкого

Искатель высшей правды в стране победившего атеизма: тема Бога у Владимира Высоцкого

Он жил, как умел, как дышал. И умер совсем молодым.

42 года – разве это возраст? Впрочем, поэты часто умирают рано, предчувствуя свой уход.

Вот и он чувствовал, как многие, задумывался: а что же будет Там? И пытался ответить на этот мучительный вопрос.

Среди всех трансформаций, принятых в нашей стране после революции, самой невероятной мне кажется замена традиционного христианства на религию грядущего земного рая. Этот рай предполагал в своем идеале какую-то прекрасную коммуну, где все есть, все едины, живут, как одна большая семья: с Родиной-матерью, отцом народов, с братьями и сестрами.

При этом люди прекрасны и по-настоящему счастливы.

Идеал воплотить в реальности не удалось, это болезненно почувствовали уже шестидесятники, выросшие сложившимися атеистами. Они-то и стали искать что-то другое.

И, казалось бы, нашли. Это была любовь к искусству.

К литературе.

Поэзии, которая стала каким-то суррогатом религии. Именно поэты, собиравшие в те годы огромные залы слушателей, пытались рассказать своим современникам о самом главном и сокровенном.

Поэтов отличала страстная жажда истины, поиски веры. И в бардовском искусстве В. Высоцкого это все воплотилось в полной мере.

Сами барды были так любимы народом именно потому, что говорили с людьми «на их языке», тонко чувствуя все их чаянья и мечты.

Мир поэзии Высоцкого трагичен и противоречив, он отражает в себе все сложности своего времени. Его главный герой – это сильный мужчина, который знает цену жизни, он романтик, бунтарь и скептик одновременно.

В раннем творчестве Высоцкого христианская тема близка есенинским (и пушкинским) антиклерикальным мотивам, чувствуется насмешка над религией и отказ от религиозных постулатов и догм, которые мешают свободе человека:

Искатель высшей правды в стране победившего атеизма: тема Бога у Владимира Высоцкого

Однако постепенно тема Бога нарастает. Происходит это через обращение лирического героя к своему внутреннему миру, погружение в противоречивость собственной души.

Примером тому служит знаменитое стихотворение «Я не люблю».

Искатель высшей правды в стране победившего атеизма: тема Бога у Владимира Высоцкого

Христа просто жаль. Это далеко не вера в Бога, но, скорее, сожаление о Боге, которого нет.

Тема душевных страданий карамазовского масштаба (помните, метания Мити Карамазова у Достоевского) создает образ мира, в котором «ангелы поют злыми голосами». Этот мир ярко прослеживается в стихотворении «Кони привередливые». Его лирический герой – оторванный от своей земли скиталец, понимающий что он «пропадает» и не знающий, как это остановить:

Искатель высшей правды в стране победившего атеизма: тема Бога у Владимира Высоцкого

Ощущение внутреннего трагизма с каждой новой строчкой усиливается, и герой боится даже не грядущей смерти, а ее бессмысленности, неразгаданности.

Для чего жизнь, если все заканчивается смертью?

Поэтому в песне «Баллада об уходе в рай» и звучат такие слова:

Искатель высшей правды в стране победившего атеизма: тема Бога у Владимира Высоцкого

Эта тема смерти рождает и другое ощущение рая, описанное в песне, которую трудно понять до конца. Начинается она такими словами:

Искатель высшей правды в стране победившего атеизма: тема Бога у Владимира Высоцкого

Для лирического героя рай закрыт, его не допускают в обители вечного блаженства, но он и сам не хочет туда, поэтому мечтает обрести смысл жизни (украсть яблоки из райского сада) и остаться навеки на земле вместе с той женщиной, которая его любит.

Но самая песня эта глубоко лирическая, вся проникнутая тоской о потерянном рае!

Глубинная связь Бога и человека звучит и в другой известной песни «Купола российские», где есть такие строки:

Искатель высшей правды в стране победившего атеизма: тема Бога у Владимира Высоцкого

Владимир Высоцкий на самом деле был искателем высшей правды. Потому что просто не мог жить, не узнав ее.

Трудно сегодня сказать, крещеным ли он был человеком. Достоверно известно, что родители в детстве его не крестили (за такое его отца просто уволили бы из армии).

Однако существуют множество свидетельств его друзей, которые предполагают, что Высоцкий крестился тайно.

Но о вере Высоцкого лучше всего рассказывают его песни и стихи, больше похожие на исповедь.

Вот одно из его последних стихотворений, написанное в 1980 году и посвященное его жене Марине Влади:

Искатель высшей правды в стране победившего атеизма: тема Бога у Владимира Высоцкого

Другие статьи канала из рубрики «О человеке и вере»

Комментарии закрыты.