ma-g.su
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Освоение космоса в культуре США и СССР: есть ли разница? 2

Освоение космоса в культуре США и СССР: есть ли разница? Ч. 3

В первых двух частых данной статьи (Ч. 1 и Ч. 2 ) мы говорили о том, что тема освоения космоса стала ведущей для двух государств, являющихся друг для друга глобальными соперниками.

Речь идет о СССР и США.

Проведя подобный анализ медиатакстов двух различных национальных культур, мы можем предположить, что интерпретация темы освоения космоса зависит в первую очередь от ментальных представлений различных этносов.

Например, тема освоения космических высот в советской интерпретации связана с глубинными основами русской национальной культуры, которые всегда исходили из идей построения идеального общества, своеобразного рая. Фактически, освоение космоса представляло собой реализацию этой мечты.

Отсюда строки из известной песни тех лет «И на Марсе будут яблони цвести» (опять-таки образ райского сада).

Освоение космоса в культуре США и СССР: есть ли разница? 2

Эта тема «созидания рая» на пространстве новых планет и даже галактик восходит к древним русским представлениям об утраченном «Китеж-граде», таинственной земле Беловодье, в которой люди живут счастливо одним миром, одной душою. Эта тема, претерпев определенные изменения в советской культуре, тем не менее, сохранилась как прекрасная мечта, стремящаяся стать былью (вспомним строки из другой советской песни: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»).

Освоение космоса в культуре США и СССР: есть ли разница? 2

Вспомним хотя бы один из плакатов того времени. На каменистой дороге далекой планеты изображены трое людей, одетых в скафандры, двое взрослых и ребенок, по всей видимости, их дочка лет пяти.

Люди улыбчивы и приветливы. Вдалеке виднеется станция с советским флагом.

На других советских плакатах, посвященных космической теме, также много детей, улыбающихся, счастливых, мечтающих стать космонавтами, такими же смелыми героями, как и их родители. Вот, например, плакат, на котором изображен малыш в космическом скафандре, собирающий звезды-цветы в бесконечной синеве Вселенной.

Самому герою, очень похожему на Маленького принца из сказки А. Сент-Экзюпери, на вид ему около пяти лет.

Над плакатом возвышается символическая надпись «Космос только для мира».

Освоение космоса в культуре США и СССР: есть ли разница? 2

Именно подобное мирное освоение космоса и представлялось советским людям неким идеалом. При этом космонавты и их семьи должны жить в обществе будущего, в котором восторжествует коммунизм.

Освоение космоса в культуре США и СССР: есть ли разница? 2

Таким образом, освоение космоса в сознании советских людей являло собой процесс его «очеловечивания», можно сказать даже «одомашнивания», когда унылая пустота безжизненных чужих планет превращалась в цветущие сады, в которых живут счастливые люди.

Подобное освоение можно сравнить с расширением границ «русского мира», произошедшим при присоединении к России Сибири и Аляски.

Напротив, если мы рассмотрим отражение темы освоения Космоса в североамериканской культуре тех же лет, то заметим, что в ней совсем по-иному расставлены акценты. Речь идет не о мирном возделывании других планет, а об их завоевании, что, фактически, повторяет завоевание Америки.

Здесь американская нация, по сути дела, продолжает традицию европейских крестоносцев, также одержимых идеей покорения земель и переформатирования (иначе говоря, перекодирования) на западный манер менталитета завоеванных народов.

При этом для соблюдения истинности наших доказательств заметим, что и в советских фильмах присутствовали темы борьбы с инопланетянами, но эта борьба была совсем иной. Рассмотрим для примера фильм «Москва – Кассиопея», в котором советские школьники помогают жителям планеты в освобождении ее от роботов-захватчиков.

Таким образом, дети страны Советов ведут себя так, как это было принято в культуре русского народа, они действуют по принципу: «помоги угнетенному и слабому, просящему о помощи». К слову сказать, подобные действия повторяли политику СССР, в 1960-70-х гг. помогавшему бывшим колониям стран запада обрести независимость от метрополий.

Таким образом, в этом сопоставлении ценностей космических открытий пред нами встает два разных взгляда не только на жизнь нашей планеты, но и на всю видимую для человечества Вселенную. Фактически, мы находим две модели освоения космоса, а если быть более точными, дихотономию «землянин – инопланетянин», основывающуюся на дихотономии «свой – чужой»

Для традиционной русской (советской) модели характерно принятие «чужих» с их взглядами и ценностными нормами, предоставление им определенного культурного и национального «поля» для их инаковой жизни и постепенное «культурное возделывание» этих «чужих» для превращения их в «своих».

При этом для русской модели характерно стремление к объединению людей для достижения каких-то общечеловеческих целей. Такой целью (возможно, и утопической) было в 1960-80-х гг. освоение космического пространства для последующей жизни на разных планетах.

Советская культура как «семья народов» стремилась к «одомашниванию» космического пространства, к созданию «своеобразного рая», выходящего за пределы Земли, «рая» единого, семейно-родового-народного-общечеловеческого.

Американская культура в диаде «свой — чужой» отвергала «чужих». Она строилась на борьбе с «чужими» за территории и ресурсы.

Целью этой борьбы было покорение «чужих», их полное подчинение.

Поэтому тема покорения космоса в американском искусстве рассматривалась в ракурсе бесконечной войны с «чужаками» — инопланетянами, как правило, являющимися страшными и злыми существами. Более того, в представлениях американских режиссеров, даже в покоренной человеком Вселенной не будет места каким-то добрым отношениям, здесь будет процветать вражда, ненависть и борьба за выживание.

Полную версию данной работы можно прочитать в источнике:

Грицай, Л.А. Тема освоения космоса в советской и североамериканской культурах как глобальный медиатекст // Вестник Томского государственного ун та. Культурология и искусствоведение. – 2013. – № 4. – С. 13-21

Фотографии взяты из публичных источников сети интернет.

Комментарии закрыты.