ma-g.su
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Портрет купца ева

Портрет купца А.М.Мальцева. Как становились миллионерами в 19 веке.

Мы как то все время говорим о русском дворянстве и сокрушаемся, что после петровских реформ оно совершенно отошло от обычаев старины и смотрело все больше в сторону Европы — да так усиленно, что порою и языка то родного не знала.

Может создаться ложное впечатление, что Древняя Русь безвозвратно канула в лету и ничего не осталось от нее после деятельности Петра 1.

Однако мы забываем о мощном слое людей, не обладавших в то время политической властью в стране, но вполне обладавших властью экономической — о купечестве.

А как известно — у кого деньги — у того и правда). Большая часть русского дореволюционного купечества как раз и была тем слоем общества, который вполне себе прочно сохранил обычаи родной старины, придерживался их в быту, и не особенно это скрывал.

Купцы в основной своей массе были выходцами из талантливых крестьян и мещан, которые проявив сметливость в торговле наживали огромные капиталы.

Соответственно, они были намного более близки народу, чем дворянство и намного сильнее сохранили как свою связь с ним, так и приверженность обычаям дедов.

Проявлялось это в частности в вероисповедании. Существенная часть русских купцов не приняла никоновские реформы и следовала старообрядческим учениям в широком ассортименте.

Так же, среди купцов существенная часть придерживалась взглядов равно далеких как от официального православия, так и от православия вообще — это были например многочисленные и сильные тайные общины хлыстов и скопцов, в чьих верованиях, несмотря на налет христианства, явно прослеживались языческие корни.

Рассмотрим жизнь и деятельность среднестатистического русского купца конца 19 — начала 20 века на примере Анисима Михайловича Мальцева 1857 — 1914 гг.

Несмотря на огромные капиталы, жил этот потомственный купец в селе. Село это называлось Балаково (сейчас это город в Саратовской области), а тогда оно относилось к Самарской губернии.

В эти места переселился из нынешней Тамбовской области еще его отец, Михаил Трофимович Мальцев . Почему?

А потому что здесь была хорошая торговля — край осваивался, и возможностей для бизнеса было больше, чем на старом месте.

Портрет купца ева

Отец его рассчитал все верно и не прогадал: сперва он открыл в Балаково салотопленный завод, который поставлял продукцию по всей стране, в том числе, в столицу.

Затем — расширил сферу деятельности, и завел еще и кузницу, найдя для этого дела буквально в соседнем городке талантливого механика. Хорошо механику платил — и тот поставил ему дело на отличный уровень.

Параллельно купец развернул торговлю хлебом, а так же занимался скупкой земли с последующей сдачей ее в аренду — то есть человек на одном не зацикливался, и брался смело за любую сферу, которая приносила доход.

В Балаково он отстроил себе огромную крепкую усадьбу, и здесь же растил двух своих сыновей — наследников. Не бессмысленных расточителей отцовских капиталов, а их приумножателей.

Портрет купца ева

Не забывал Михаил Трофимович и о душе. Сам был старовером, и щедро спонсировал местных раскольников из своих капиталов.

После его смерти в 1891 году, дело наследовали его сыновья — старший — Паисий, и младший — Анисим, чью жизнь мы сегодня и рассматриваем.

Оба брата успешно занимались крайне выгодной в то время в этих местах хлебной торговлей. Скоро они стали купцами 1 гильдии.

Купцы 1 гильдии занимали полупривелигированное положение в стране. Если дворяне, к примеру, были полностью освобождены от телесных наказаний, вообще не платили налоги и имели право на получение престижного образования (за счет государства) и право поступления на государственную службу, то купцы 1 гильдии освобождались от ряда налогов, от рекрутской повинности, от телесных наказаний, имели право получать хорошее образование (за свой счет) — но не имели права поступать на государственную службу.

Как бы почти догнали дворян, но если присмотреться — между ними по прежнему была пропасть. Но для купечества это был самый полный комплект прав.

Анисим Михайлович унаследовал родовую усадьбу. Он ее существенно улучшил, превратив в замкнутый комплекс из 13 зданий и 4 больших дворов.

Он стал одним из крупнейших волжских хлебопромышленников и землевладельцев, продолжив тактику отца. Кроме того, он завел конезавод, и начал разводить чистокровных киргизских рысаков.

Не имея возможности государственной службы, купечество широко занималось благотворительностью и общественной деятельностью.

На примере Анисима Михайловича это выглядело так:

Он пожертвовал большие деньги на строительство земской больницы в Балаково. На эти средства была полностью оборудована операционная.

Вместе с братом и родственником скинулись и построили в Ессентуках санаторий для бедных на 200 мест. Потом еще прикупили к нему земли и устроили там сад для прогулок отдыхающих.

Портрет купца ева

Паисий позже снабдил санаторий отличной библиотекой, сформировать которую он нанимал известного книжника — антиквара из Москвы. Библиотека включала примерно 1500 томов книг разной направленности.

Санаторий был не для нищих, которые нигде не работали, а для бедных — которые жили своим трудом, но выкроить денег на лечение не могли. Государственным служащим тоже доступ в санаторий был закрыт.

Лечение было платным, но стоило очень дешево, и вполне было по карману людям со скромными доходами.

Анисим Михайлович много лет помогал детским приютам, и даже занимал общественную должность при губернском попучительстве этих приютов.

Кроме того, Анисим Михайлович никогда не отказывал в помощи тем людям, которые у него ее просили. Кто бы не обратился к нему с просьбой — он всегда легко и сердечно помогал, делая это так, чтобы просящий не чувствовал никакой неловкости.

Вообще, в быту он был человеком крайне скромным, не любившим выделяться — с людьми держался просто, и не зная, нельзя было заподозрить в нем купца — миллионера.

Так же как и отец, братья были старообрядцами. Когда в начале 20 века была объявлена свобода вероисповедания ( указ Николая 2 от 17 апреля 1905 года), и староверы вышли из подполья, Анисим Михайлович был выбран председателем местной общины белокриницкого толка.

В этой роли он за свой счет открыл начальную школу для мальчиков, программа которой дублировала программу земских школ, но дополнительно включала изучение церковно — славянского языка и древнего крюкового пения.

В Балаково на средства братьев был построен старообрядческий храм, проект которого они заказали лучшему московскому архитектору — Ф.О. Шехтелю.

Идея была построить храм в древнем новгородском стиле и из местного белого камня так, чтобы стыков было не видно, и он выглядел монолитным. Храм был заложен в 1908 году, быстро строился, и на его оформление за буквально фантастические суммы Анисим Михайлович приобретал старинные дониконовские иконы.

Портрет купца ева

Однако освящения храма Анисий Михайлович не дождался. Он умер внезапно.

Будучи еще с утра совершенно здоровым и бодрым человеком. Почувствовал небольшое недомогание — прилег отдохнуть — и перестал дышать.

Ему было 58 лет.

Похороны купца были очень пышными — и, в частности,запомнились поминками, которые были осуществлены с древнерусским размахом.

Поминки длились 6 недель. было накормлено 30 000 человек, при там, что население Балаково было около 20 000.

К дочери покойного все это время шла бесконечная череда просителей, и она, по обычаю, никому не отказывала в содействии.

Поминальные обеды для бедных начались сразу же — в день смерти купца. Ежедневно готовилось и раздавалось 1500 обедов. ( Рыбные щи, каша с маслом и некий сладкий суп). кроме того, всем явившимся на помин души купца выдавалась булочка и 20 копеек.

Потом к этому прибавили отрезы ситца, а в день похорон раздавали кур. Стоит ли упоминать, что народ ломился на поминки, и многие эти 6 недель не только хорошо питались каждый день, но и накопили денег.

Для состоятельных граждан каждый день 6 недель устраивались обеды и ужины. Всем приходящим предлагался большой выбор блюд и напитков (безалкогольных), и выдавались деньги — но уже суммы варьировались от 1 до 5 рублей.

Каждый день управляющий скончавшегося купца не торгуясь скупал полностью весь привоз на рынок масла, сыра, молока, яиц и прочих продуктов.

А все балаковские пекарни были арендованы для выпечки хлеба для поминок и при этом все были перегружены работой так, что к печам становились сами хозяева.

Дальше была революция.

Могила Анисия Михайловича была разорена, его останки были выкинуты и пропали. В храме сделали сперва драмтеатр имени Василия Чапаева (!), потом там устроили дворец культуры завода машиностроителей.

И только в 1989 году он был отдан старообрядцам.

Купцы исчезли. Обычаи забылись.

А Балаково стал маленьким нищим провинциальным городком.

Комментарии закрыты.