ma-g.su
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Портрет патриарха Никона

Портрет патриарха Никона. Характер сына крестьянина, который поставил себя выше царя.

Церковный раскол — нерядовое событие в нашей истории. Событие, определившее кардинальную разнонаправленность мировоззрения единого народа на несколько веков вперед.

Соответственно, возникает вопрос — какому человеку было по плечу такое дело? Какими чертами характера был он наделен?

И насколько в трагических событиях раскола сыграли роль личные качества его автора?

Здесь я не буду касаться щекотливых религиозных проблем — я в них не разбираюсь.

Я расскажу только о самом патриархе Никоне. О его личности и его характере.

Выводы же предоставляю сделать вам.

Краткая справка:

Патриарх Никон (Никита Минин (Минов); 1605 — 1681 гг) Московский патриарх, автор концепции «священство выше царства», которой поставил свою власть выше власти царя, автор церковных реформ, начатых в середине 17 века, целью которых было изменить обряды Русской Церкви по образцу обрядов Греческой церкви, что привело к расколу Русской Церкви и возникновению старообрядчества. В 1666 году он был низложен из патриархов в простые монахи, но его реформы были продолжены.

Портрет патриарха Никона

Портрет патриарха Никона

Вообще, от себя хочу сказать, что при той крайней религиозности, которая буквально пронизывала жизнь русского общества вообще, и жизнь царя в частности в тот период, странно, что какие то реформы религиозной жизни, в принципе оказались возможны. И явно, что человек, которому не только пришло в голову их провести, но и хватило духа реализовать задуманное, отличался нерядовыми чертами характера.

Здесь несколько слов надо сказать о царе, при котором все это стало возможным. Отец Петра Первого, Алексей Михайлович (1629 — 1676 гг.) , затененный как фигурой своего буйного сына, так и прозвищем Тишайший, часто воспринимается как персонаж несколько безвольный, подверженный чужому влиянию.

Этакий добренький дяденька на престоле, хороший человек, но слабый правитель.

Портрет патриарха Никона

Отчасти это правда — царь отличался человечностью. Никаких зверств над подданными не чинил, людей не обижал, сам был очень верующим, смиренным, терпеливым.

К окружающим относился с отзывчивостью, был впечатлительным, мягким и деликатным.

Но то, что он был хорошим человеком совершенно не мешало ему быть сильным царем. Алексей Михайлович был умен, хорошо образован, дипломатичен и наделен здравым смыслом.

Его правление не было легким и не было бесплодным. Но во всех деяниях, которые на его долю достались, фигура царя как то не выпячивалась оригинальностями характера или поведения.

Он решал проблемы по мере их поступления спокойно и без истерической театральщины.

Помимо церковного раскола на его царствование пришлись следующие события:

создание новой армии, с привлечением европейского опыта,

первая попытка создания русского флота (скромная, неудачная, но важен сам факт, что об этом уже начали думать!)

война с Речью Посполитой, которая хоть и не закончилась реализацией всех изначальных планов, но тем не менее вернула под крыло России существенную часть ранее утерянных земель, при этом, царь в некоторые походы ходил самолично. В 1654 году состоялось объединение с украинскими землями (частично).

п опытка стать польским королем, должность которого была выборная — не удалось, именно в силу происхождения царя. Но направление было взято верное, что показали последующие исторические события,

война с Турцией, не очень удачная в целом, но и не катастрофическая по своим результатам. Одна из целой серии русско — турецких войн, которым в тот и последующий периоды, казалось, конца не будет.

неудачная денежная реформа, которая привела к народным волнениям и была благоразумно свернута, но зато успела хорошо заполнить казну государства,

внутренние смуты и восстания — начиная с бунта Степана Разина и заканчивая Башкирским восстанием, которое смягчило взаимодействие с восточными народами, но не остановило продвижения в Сибирские земли,

создание единого свода государственных законов (Соборного уложения) в 1649 году,

и все это не считая массы разнообразных внутренних преобразований.

То есть, если присмотреться — правление Тишайшего спокойным и сонным не было, и сам он на печи благодушно не сидел. Это было бурное время, наполненное разносторонней деятельностью.

И царь твердо держал руку на пульсе всего, что происходило вокруг.

И вот даже этого человека смог поставить под свое влияние сын крестьянина из маленького села под Нижним Новгородом! А ведь это 17 век, а не времена царя Петра, когда из пирожников можно было стать правой рукой государя.

Сословные лифты в Московском царстве тогда не просто не работали — они в принципе отсутствовали.

Итак, Никон родился в семье крестьян села Вельдеманово, близ Нижнего Новгорода. О его национальном происхождении велись споры еще со времен его жизни.

Сам он однозначно относил себя к русским. Другие версии, которые всплывали — финн, наполовину черемис (так называли марийцев), наполовину татарин, мордвин.

В общем, современники склонялись к тому, что патриарх был выходцем из поволжских народов, поэтому и к святыням русским относился прохладно.

Детство его было тяжелым. Мать рано умерла, а мачеха, воспитывала так, что ребенок едва остался жив.

Возможно, эти детские невзгоды и закалили его характер.

Он рано нашел убежище в монастырских стенах, при такой домашней обстановке. Как то выучился грамоте, пристрастился к чтению церковных книг, и, в общем, его стезя как служителя церкви определилась довольно рано.

Но изначально он стал простым священником. Женился, у них с супругой было трое детей.

Он даже немного продвинулся, и служил в московском храме. Но карьера в лоне Церкви и тогда и сейчас для белого духовенства ограничена.

Только черное духовенство имеет шанс на нее.

И вот, после смерти детей, что было частым явлением в те века, он уговаривает супругу принять постриг, и сам становится монахом в возрасте 30 лет. Дальше следует его жизнь и деятельность в монастырях, где он в полной мере проявляет свой сильный, властный и непокорный характер.

В одном из них, в Архангельской области, он скоро становится игуменом, и в этой роли знакомится с молодым царем, произведя на него столь сильное впечатление, что тот переводит его Москву, часто с ним встречается, советуется по разным делам, и быстро попадает под влияние его личности.

И вот мы переходим к главному — что же это за личность такая была, перед которой сам царь не устоял??

Первое, что отличало Никона от остальных людей — было умение воздействовать на человека , влиять на него, склоняя в мыслях и поступках в нужном Никону направлении. Для этого были нужны огромная убежденность в собственной правоте и сила воли.

Портрет патриарха Никона

У него был характер деспота , который не терпел никакого противодействия. При необходимости, Никон умел ломать волю людей.

Например, однажды, когда он, еще не будучи патриархом, но уже будучи лицом доверенным у царя, возглавлял перенос мощей, сопровождавшие его бояре жаловались царю на то, что он обращался с ними очень грубо и всячески их унижал.

Никон был известен как замечательный проповедник , который не готовил речи заранее, но отлично импровизировал. У него был громкий, выразительный голос, и очень внушительный вид.

Он был огромного роста, здоровенный, с волосами, оставшимися черными и в шестьдесят лет, с низким морщинистым лбом и густыми, нависшими бровями.

Народ слушал его, забыв все на свете. Однако, сохранившиеся записи выступлений Никона на соборах показывают, что эмоций в его речах было намного больше, чем логики.

То есть в записи эти выступления впечатления не производят, как, к примеру, репризы Жванецкого.

А вот когда автор сам их произносил, со всеми нужными интонациями — они буквально гипнотизировали слушателей.

Портрет патриарха Никона

Вообще, патриарх не обладал глубоким образованием. Те же церковные тексты знал весьма поверхностно, но компенсировал это театральной манерой выступления и эмоциональным воздействием на слушателя.

В отличие от царя, Никон очень любил всякого рода театральщину , максимальную пышность и максимальное подчеркивание своей значимости.

Скромность — это было не о нем. Собственно, и потерял он в итоге все только потому, что слишком высоко вознесся, слишком прямолинейно поставив себя выше царя.

Который в итоге тихо, но твердо сумел вернуть его на место.

Естественно, у Никона было много врагов, которых он наживал совершенно об этом не заботясь. То, принимая бояр, поворачивался к ним спиной, всем видом показывая, что не замечает их присутствия, чем, естественно, оскорблял отпрысков знатных родов.

То по отношению к самому царю вел себя совершенно оскорбительно, не стеснялся заявлять, например, что . мне царская помощь не надобна, я на нее плюю и сморкаю.

Если в начале монастырского пути Никон отличался большим аскетизмом, питался одними ягодами и кореньями, клал по тысяче поклонов в день и на ночь читал ежедневно полностью Псалтырь, то в период его максимального влияния мы видим уже иного человека — он жил в роскоши , обеды его состояли из десятков блюд, и каждый он начинал с трех стаканов водки, это не считая того, что разные напитки подавались к каждому блюду.

Облачение, в котором он выходил на службу было настолько обильно расшито драгоценностями, и такое тяжелое, что даже этот здоровяк не выдерживал в нем долго, и во время богослужения переодевался.

Портрет патриарха Никона

Некоторые утверждали, что Никон был настолько в восторге от самого себя, что во время ведения службы любовался собою в специальное зеркало. Впрочем, мы помним, что из за своей прямолинейности и бурной деятельности он нажил огромное количество врагов, которые могли и клеветать.

Одновременно, в народе он был популярен . И, помимо своих проповедей, поддерживал эту популярность, к примеру тем, что ежедневно раздавал милостыню в огромных масштабах.

Кроме того, патриарх приглашал с собой по праздникам за стол авторитетных в народе юродивых, с ними ел, пил, и даже допивал из кубка капли вина за подобными гостями, выказывая им тем самым свое почтение.

То есть знатных и властных демонстративно гнобил, а простых и бедных так же демонстративно привечал.

Любопытно, что своего положения Никон лишился в ходе очередного театрального жеста — желая добиться от царя еще большего подчинения, он внезапно оставил свое место и удалился в монастырь, рассчитывая на то, что царь сейчас опомнится, испугается, и побежит за ним, просить его вернуться обратно. А царь взял и обратно не позвал) И вообще воспользовался ситуацией, чтобы постепенно от зарвавшегося любимца избавиться.

Портрет патриарха Никона

У него было отменное здоровье . Свидетели сообщали, что патриарх был способен всю ночь пить, как не в себя, а к утру был как огурчик. Бодр и энергичен.

Вообще, энергии у него было необыкновенно много . Он не мог находиться без дела. Ему нужны были события, борьба, деятельность, горение какой то идеей.

Он был человеком очень находчивым и остроумным, но одновременно — раздражительным и обидчивым.

Простые дела ему были скучны. Во всем, за что он брался, ему был необходим большой размах — если поститься, то на одних корешках, если пить, то бочками, если власть — то больше царской, если наряжаться, то чтоб с ног валиться от тяжести украшений, если унижаться — то по полной программе (в бытность свою еще царским любимцем во время бунта в Новгороде, где он тогда находился, он позволил ворвавшимся в дом бунтовщикам избить себя до полусмерти не оказав им вообще никакого сопротивления — так он пытался их образумить).

Закончил Никон тоже размашисто — из патриархов был разжалован в простые монахи — и здесь, если падать, то на самое дно.

С Алексеем Михайловичем отношения после опалы сохранились вполне приличные. Царь убрал Никона как бы и не своими руками, так что теоретически был не при чем.

Рыбку ему вкусную посылал. А Никон в ответ обижался — зачем мне рыбка — я вон о яблочках мечтал.

Каждый продолжал аккуратно играть свою роль.

Кстати сказать, применение своей энергии после падения он нашел очень необычное — принялся успешно лечить больных. Как сам писал царю — было ему указано выше, что патриаршества его лишают, а даром исцеления награждают.

И даже высылал Алексею списки тех, кого вылечил.

Портрет патриарха Никона

Впоследствии на могиле Никона были зафиксированы многочисленные случаи исцеления больных. Проверить так это или не так мы сейчас уже не можем — могила Никона сохранилась, а вот прах, как было выяснено при ее вскрытии в Ново — Иерусалимском монастыре в 2013 году, внутри отсутствовал.

И сейчас уже невозможно определить когда именно и кем он был изъят.

Портрет патриарха Никона

Такая вот мощная размашистая натура стояла в истоках реформ, кардинально изменивших всю последующую русскую историю.

Комментарии закрыты.