ma-g.su
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Портреты допетровской эпохи

Портреты допетровской эпохи. Как выглядели жители Московского царства, и почему мы их не помним?

Когда мы говорим о допетровской России 17 века — впечатление, что речь идет о временах намного более древних, чем, к примеру, когда мы говорим о Франции той же эпохи.

От Франции 17 века осталось множество портретов, множество дневников и разного рода воспоминаний, множество самых разных документальных свидетельств жизни людей — и людей этих мы имеем возможность даже сейчас отлично различать по лицам, характерам и мировоззрению. Они для нас живые, понятные, и мы с ними, если бы встретились, говорили бы на достаточно ясном для обеих сторон языке — не в смысле лингвистики, а в смысле идей, образов и общего круга понятий.

А вот Российское царство до самого Петра — это как некая глубочайшая и таинственная бездна. Виден в нее только царь — батюшка, но не как человек живой, со своими слабостями и радостями — а как истукан на троне.

А вокруг него — некая темная сплошная масса, которая если и распадается местами на отдельных персон — то не по признаку особенностей их личностей, а по признаку их, рядом с царем — батюшкой, функционала.

Этот был боярин, ходил в такие то походы. Этот окольничий — строил такую — то крепость.

А что там на уме было у боярина, что он чувствовал, чем жил — вообще ничего не известно. Не личности всплывают, а люди — функции.

Но иногда попадаются в этой темной бездне отдельные лица — благодаря цепочке случайностей, дошедшие до нас в виде парсун или даже портретов европейского типа. И можем мы в глаза этим людям посмотреть, и оригинальные личности в них постараться разглядеть.

И вот сегодня предлагаю вам подборку, небольшую, поскольку портретов таких вообще мало, изображений людей, которые прожили жизнь как царя — батюшки холопы, невзирая на родовитость и личные перед государем заслуги.

На заглавном портрете конца 17 века, похожий в тяжелых одеждах на средневекового персиянина — Пётр Иванович Потёмкин (1617—1700) — стряпчий, стольник, окольничий и наместник Боровский.

Потемкин был человеком верным государю, и шел туда, куда его послали. А посылали его в разные места и с разными целями.

Он побывал на своем веку и в роли военного, затем — военачальника, воевал с Польшей за Малороссию, и брал город Люблин. Потом воевал со шведами, и брал Орешек.

Потом ездил послом в Испанию и Францию. Встречался с Людовиком 14.

Потом, вернувшись, гулял на свадьбе царя Алексея Михайловича, а попозже присутствовал на крестинах его сына Петра. затем он был отправлен в Вену на переговоры с императором Леопольдом.

Затем нес гроб Алексей Михайловича, во время царских похорон, и сопровождал на богомолье нового царя. Затем — опять посольство во Францию и аудиенция у вечного Людовика 14, потом — отправка в Мадрид, где и был с него писан представленный в заглавии портрет. Потом — Лондон, где его опять запечатлели на другом уже портрете:

Портреты допетровской эпохи

Посылали его и в Данию, уже при царевне Софье. При этом, король датский был болен, лежал в кровати и переговариваться не мог — тогда Потемкин потребовал, чтобы ему поставили кровать рядом, лег в нее, и лежа провел переговоры.

В 1696 году он присутствовал на похоронах царя Ивана Алексеевича. И умер в 1700 году, застав первые перемены Петра.

Портреты допетровской эпохи

Написан уже русским художником — Григорий Адольским (ок. 1681 – после 1725).

Было три художника Адольских — два Ивана (Большой и Меньшой), и Григорий. Они были родственниками, и работали в Оружейной палате.

Писали, сперва, естественно, иконы, но потом — по запросу времени, перешли и на портреты. Адольские были, собственно, самыми первыми именно русскими художниками, которые начали писать портреты.

Перед нами — похожий еще на парсуну портрет дипломата и воеводы Ивана Евстафьевича Власова (1628 — 1710 гг.) Власов фигура замечательная, но, к сожалению, мало кому известная. Хорошо образованный человек, знавший в том числе и латынь.

В молодости был отправлен в составе посольства в Венецию.

Но затем всю жизнь посвятил освоению Сибири. Был воеводой в Иркутске, в Нерчинске.

Под его руководством там исследовались недра, находились ценные месторождения полезных ископаемых. Ставились заводы, создавалось с нуля хлебопашество на новых землях, велась добыча соли.

Естественно, китайцы тоже пытались приобщиться к этим богатствам — Власов организовывал оборону от их посягательств, и вел с ними переговоры, по приказу, полученному из Москвы.

Уже будучи в возрасте, вернулся в столицу, где умер, обласканный царем.

Портреты допетровской эпохи

Боярин Борис Иванович Прозоровский (1661–1718), который изображен иностранного происхождения художником, жившим в России, был сыном астраханского воеводы, казненного Степаном Разиным. При взятии Астрахани Разиным был повешен за ноги вместе с братом, но снят с виселицы с признаками жизни, и отдан своей матери.

Остался хромым на всю жизнь. На портрете ему 33 года.

Князь с детства служил при дворе, и был стольником царевича Федора Алексеевича. Затем служил воеводой в Новгороде, затем заведовал Оружейной палатой.

Был на хорошем счету и у Петра I и даже присутствовал на его бракосочетании с Екатериной I. Портрет написан в эпоху его пребывания в Новгороде и очень напоминает парсуну.

Но тем не менее, в нем чувствуется и европейское влияние — черты лица объемны и мы видим в них намек на индивидуальность боярина.

Портреты допетровской эпохи

Иван Чемоданов — представитель более раннего поколения. Он был человеком военным.

Участвовал в двух войнах с Польшей.

Служил при дворе, затем был отправлен воеводой в Путивль, а через некоторое время — наместником в Переславль — Залесский. Последние данные о нем относятся к 1657 году — накануне он был отправлен послом в Венецию, но посольство его было неудачным — и после возвращения никакой информации о его дальнейшей жизни не сохранилось.

Но зато во время визита в Италию его портрет был написан придворным художником герцогов Медичи. Годы жизни его тоже затерялись.

Портреты допетровской эпохи

Качество выложенной в интернет репродукции, к сожалению, ужасное. Но по крайней мене лица рассмотреть можно.

Портрет был написан, естественно, в Англии.

Место хранения мне обнаружить не удалось.

Глава посольства — князь Пётр Семёнович Прозоровский Большой (ок. 1621 — 1670 гг.) на картине сидит.

К сожалению, поскольку жизнь при дворе русских царей допетровской эпохи, полная символических церемоний, для нас темный лес — осознать значимость фигуры того или иного человека при царском дворе нам сложно.

Ну вот, к примеру, полномочия, в разные годы, князя Петра — разве что то говорят нам сегодня?: .. .был одним из чашников, носивших питьё перед царём. . рында в белом платье или рында с топором и в ферезях, при приёмах персидского и кумыцкого послов. . во время царских обедов смотрел в «кривой» и «большой» столы.. .

Можно лишь сделать вывод, что князь был допущен в определенную близость к царской персоне, и ему доверяли. В Англию его отправили попросить денег взаймы у нового короля — Карла II Стюарта.

Денег англичане не дали.

Но приняли приятно. Даже портрет нарисовали.

Портреты допетровской эпохи

Кстати, и воспоминания о послах оставили, в которых характеризовали князя Прозоровского как человека учтивого. Да, впрочем, по нему это и видно)

А вот второй посол, Иван Афансьевич Желябужский (1638 — после 1684), стоит на портрете недовольный, рядом с креслом, англичанам запомнился как человек чрезмерно гордый. Род его был польского происхождения — возможно, отсюда и гонор.

Вообще, всю жизнь Иван Желябужский был связан своей деятельностью с событиями в Польше и Малороссии, так что Англия в его жизни эпизод случайный.

Портреты допетровской эпохи

Вот как о князе рассказать, совершенно не представляю. Здесь опять встает проблема нашей далекости от реалий Московского царства.

Рында в белом платье . говорится о нем в одном из дошедших до нас источников. Хорошо это или плохо?

И кто это вообще?

Сойдемся на том, что перед нами представитель древнего княжеского рода, рюриковичей, и в тот период, когда жизнь в государстве была такой же, как и при его предках и 100 и 300 и 500 лет назад. Однако скоро все изменится, и мы напрочь забудем собственную тысячелетнюю историю и будем удивляться, глядя на одежды и в лица наших предков.

Это не все сохранившиеся портреты допетровского периода — но не буду вас сильно грузить довольно однотипной информацией — как уже говорила, кроме функционала, весьма смутно понимаемого нами сегодня, никаких данных о личностях изображенных, об их человеческих судьбах до нас не дошло.

Пост имеет символическую цель — обозначить существование такого редкого явления, как портреты жителей Русского царства до его тотальной европеизации.

Комментарии закрыты.