ma-g.su
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского. Кто делал ставку на талант, а кто на связи?

Защитники Боровиковского, так несчастливо попавшегося мне на глаза,

делятся на 2 группы:

1. Вопреки очевидному утверждают, что его портреты прекрасны,

2. Признают, что с ними что то не так, но при этом находят оправдания художнику.

Часть из этих оправдания я уже рассматривала в статье по ссылке, а часть привожу здесь:

  • русская живопись сама по себе была еще молодой, не имела достойной традиции, поэтому результат закономерен
  • Боровиковский был иконописцем — и именно это повлияло на его стиль написания портретов
  • он писал то, что ему говорили заказчики, а им как понравился портрет Лопухиной, лучше которого они в жизни ничего не видели — так и просили все написать себя в таком же стиле.

Чтобы опровергнуть эти мифы и легенды, хочу вам напомнить творчество другого российского художника — Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735—1822).

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Он был современником Владимира Лукича Боровиковского (1757 — 1825 гг.) — хотя по возрасту годился ему в отцы, но умерли они в один и тот же период, так что их творчество долгое время существовало параллельно. Кроме того, у Левицкого Боровиковский учился.

Так же, в их биографиях есть много сходных событий, поэтому сравнивать их творчество представляется мне вполне допустимым занятием.

Во — первых, оба были выходцами с Украины.

Во — вторых, оба из семей, которые занимались рисованием.

В третьих, оба первые уроки получили от своих отцов.

В четвертых, оба начинали как иконописцы (на Украине — это важно!), и занимались религиозной живописью и далее.

В пятых, оба были портретистами, и писали парадные портреты знати.

Понятно, что оба реализовались в Санкт — Петербурге — это даже не стоит упоминания.

1. Левицкий родился в Киеве, в семье потомственного священика. Предки были казаками.

Боровиковский — родился в Миргороде, это нынешняя Полтавская область, ближе к народу. Его родители были казаками.

2. Отец Левицкого был не только священником, но и известным для своего места и времени художником — портретистом, а так же гравером. Некоторое время он жил и создавал свои произведения на территории Польши, то есть, был знаком с европейским искусством.

Кроме портретов он писал картины и создавал гравюры на религиозную тему, а так же расписывал храмы.

Семья Боровиковского занималась иконописью. Иконописцами были его отец, дядя, братья, и он сам.

Они писали образа и расписывали храмы. Все это, повторяю, на Украине.

3. С детства оба художника естественным образом обучались рисованию в родных семьях, у родных отцов. Это было ремесло, которое передавалось от отца к сыну — обычное востребованное ремесло, и как и любому другому ремеслу обучение начиналось с младых ногтей.

Мальчики участвовали посильно в семейном бизнесе помогая отцам.

4. Здесь мы переходим к самому интересному. Я уже несколько раз подчеркнула — важно, что все вышеописанное происходило на Украине.

Почему важно?

Потому что когда мои оппоненты ссылаются на иконописную школу Боровиковского, вычитав в Википедии о его происхождении, они представляют себе строгую византийскую школу письма с незыблемыми канонами. По примеру дониконовской Руси.

Но в тот период, который мы рассматриваем, на Украине такого и близко не было.

В силу ряда исторических причин здесь произошел отход от византийских иконописных канонов еще в 16 — 17 веках. Украина тесно контактировала с художниками Речи Посполитой, в состав которой с 14 века входила существенная часть ее земель.

Через эти контакты она приобщалась как к современному на тот период европейскому искусству, так и к католицизму.

Одни и те же мастера расписывали и православные и католические храмы. Ну не переобуваться же им было на лету — то канон соблюдать, то к правдоподобности стремиться.

В итоге обмирщение иконописи, которого потом не миновала и Россия, здесь произошло намного раньше.

Кроме того, иконы писались людьми с совершенно разной художественной подготовкой. Если, к примеру, в городах, это были художники, которые живопись хоть как то изучали, в селах это были многочисленные богомазы — самоучки, которые писали как умели, зато с душой) Но совершенно точно, что никто из них ни о каких канонах при этом даже и не задумывался.

Вот примеры украинской иконы того периода — это просто картины на заданную тему с религиозным колоритом. В них нет совершенно ничего сковывающего творчество художника.

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Так же, немаловажно будет упомянуть, что на Украине того периода, так же как и в Польше, широкое распространение получили портреты.

Другие виды живописи особой популярности не имели, но вот свое изображение получить и потомкам оставить хотели все. Здесь дела обстояли как и с иконописью.

Собственно, и исполнители часто бывали одни и те же.

Упомяну еще обычай, общий для Украины и Польши того периода — портретом украшался гроб усопшего человека. В Польше такие портреты назывались труменными.

Благодаря им до на дошло огромное количество изображенных людей 17 — 18 веков.

В основном, конечно,это были люди состоятельные. На Украине обычай был распространен в областях расположенных близко к Польше.

Итак — мы посмотрели стартовые ситуации обоих художников — они были равными, и ничего в их прошлых навыках не способствовало сковыванию их мастерства.

Скажу, что еще меня смущает в Боровиковском. Его мировоззрение.

Конечно, он умел рисовать — я с этим не спорю. Он создавал неплохие портреты, не лишенные психологизма.

Но проблема в том, что удельный вес таких работ в общем количестве его творческого наследия невелик.

Вот, его работы, которые лично я нахожу отличными:

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Портреты Левицкого против портретов Боровиковского

Здесь и не смотришь на фон, на кусты, на детали. Здесь все внимание поглощает сам герой — его внутренний мир, который ясно читается.

А теперь сравните с подборкой его же работ из предыдущего поста.

Когда можно было не заморачиваться — художник не заморачивался, и писал на поток. Но почему же при таком подходе он был популярен?

И вот здесь — опять возвращаюсь к его мировоззрению.

Он всю жизнь, помимо портретов, занимался религиозной живописью. То есть на заре жизненного пути расписывал соборы, и в конце жизненного пути продолжал расписывать соборы.

Логично, что человек, расписывающий соборы и происходящий из семьи иконописцев должен был быть православным. Но Боровиковского мы видим то масоном, то последователем секты Татариновой, которая вообще не имеет отношения к православию.

Он и там пишет картины — иконы с Татариновой в главной роли. А потом идет и расписывает очередной собор.

И я почему то не думаю, что он имел какие то убеждения. Он представляется мне человеком гибкой натуры, который был там, где быть выгодно.

И, как то думается, в этом заключается немалая часть его славы и популярности. Вспомним наших некоторых художников 90-х.

Ведь не сказать, что писать портреты совсем не умели.

Умели. Хотя были намного более сильные, но не такие известные художники.

Зото у этих на портретах не самого лучшего качества сплошь высокое начальство. Находить язык с нужными людьми — вот оно — главное искусство.

Чувствовать клиента.

Вспомните нашего скульптора гигантомана. Можно схалтурить — вот вам облегченный вариант заказа.

Нельзя — извольте получить качественную работу. Как то так.

Ну и для тех, кто считает, что перед глазами у Боровиковского не было достойной школы — портреты Левицкого, кстати, тоже масона, но с репутацией политически неблагонадежного, не боявшегося идти на крупные конфликты с сильными мира сего ради отстаивания своих убеждений, и не расписывающего церквушки, будучи человеком не христианских убеждений. Напомнить, что школа, и еще какая, все — таки была.

И никакого пресловутого «потока».

Комментарии закрыты.